О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше
14.11.2024
Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год
Комментариев: 009.07.2007
Елена Финка, "Правда Северо-Запада" Сколько стоит плавучая атомная станция? И безопасны ли они? Год назад в Северодвинске бодро и пафосно объявили о программе строительства атомных плавучих электростанций (ПАТЭС). Что происходит спустя год. Мощных пропагандистских залпов не слышно. "Севмаш" на минувшей неделе отделался кратким комментарием федеральным СМИ, что всё хорошо, "работы идут по графику". Как бы между делом было добавлено, что технический проект прошёл все необходимые государственные экспертизы и получил лицензию на строительство в Ростехнадзоре. Плавучая станция обладает пятью барьерами радиационной защиты, способна выдержать землетрясение силой 7-8 баллов по шкале Рихтера, падение на станцию самолета типа "ЯК-40" (а если, упаси господь, "Боинг 757"?). Короче, работы идут. Между тем, на минувшей неделе "нечто", возводимое на нашем "Севмаше", стало объектом пристального расследования федеральных СМИ. Понятно, что повод, как обычно, задали те, кто между собой чего-то не согласовал. Есть, например, такое разночтение: первоначально объявлялось, что ПАТЭС будет 7, потом прозвучала цифра - 15. Закончилось всё заявлением академика Велихова, что их будет 150. Итак, на повестке дня два вопроса: - Сколько стоит и кто платит? - Насколько всё безопасно? Опасно или надёжно? Некоторые опасения по вопросу безопасности атомных поплавков выражают, например, ученые Института ядерных реакторов РНЦ "Курчатовский институт". Свои мысли вслух о дороговизне проекта как-то озвучил министр Герман Греф. Но настоящим откровением стали признания одного из ведущих сотрудников Дирекции строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС), которые были опубликованы журналистами издания "Аргументы недели". Вот важнейшие тезисы этого интервью, касаемые безопасности: - Наш проект - несамоходная баржа водоизмещением 24 тыс. тонн, этакий неповоротливый дредноут времен Первой мировой войны. Гипотетически - это привлекательный объект для возможных террористических атак - на судне находятся восемь активных зон. Это те самые зоны, в которых есть ядерные материалы. Так что сопровождать такую "баржу" должны оперативные соединения Военно-морского флота. Но у нас никаких финансов не хватит, чтобы дать несамоходной барже подобное прикрытие. Об этом неоднократно заявлял адмирал Эдуард Балтин. - Допустим, первая строящаяся атомная плавучая АЭС в Северодвинске, которой дали имя Михаила Ломоносова, будет находиться в закрытой бухте под постоянной охраной. Но другие-то плавучие станции "Росатом" планирует выставить вдоль Северного морского пути. А чтобы забирать с ПАТЭС отработанное ядерное топливо, придётся строить специальное судно - "довесок" к ПАТЭС. С ним эксплуатация плавучих АЭС становится и вовсе нерентабельной. - Считаю, что российский проект ПАТЭС - это своего рода мина замедленного действия. Журналисты "Аргументов недели" опросили специалистов ЦНИИ имени академика Крылова в Петербурге (Комплексный научный центр мирового кораблестроения). Из беседы издание сделало вывод, что плавучий понтон не является безопасным для хранения активных зон, выгруженных из реактора. Каждые 12 лет станция должна проходить заводской доковый ремонт. Что в это время должен делать потребитель? Сидеть без электроэнергии? Жечь костры из сена и соломы? На минувшей неделе сайт Компромат.ру опубликовал и ещё один тревожный комментарий: Герман Лукашин, эксперт по вопросам ядерной безопасности (г. Снежинск, Федеральный ядерный центр России): - ПАТЭС не выдержат не только ядерного удара, но даже и падения аэробуса. ПАТЭС к тому же не имеет защитного колпака. Ну а воздействие цунами они просто исключили из рассмотрения. А ещё есть ряд вопросов, которые корреспонденту "ПС-З" во время торжественной закладки "объекта" в Северодвинске летом прошлого года не удалось задать главе "Росатома" Сергею Кириенко. Теперь этими вопросами задалась федеральная пресса. В отличие от блоков обычной станции реакторная установка плавучей АЭС работает на уране, который можно использовать для создания атомной бомбы. Ряд важнейших параметров реакторов КЛТ-40С, предлагаемых для ПАТЭС, сильно изменён по сравнению с прототипом - ледокольным реактором на ледоколах "Вайгач" и "Диксон". В частности, увеличена активная зона реактора. Не чревато ли это? Ведь главным элементом ядерного реактора как раз и является активная зона. В нём размещается ядерное топливо и осуществляется цепная реакция деления. Очевидно, что есть ещё одна глобальная проблема. Доступ в северные районы есть только несколько месяцев в году. А если на станции ЧП? Источник "Аргументов недели", судя по всему, сомневается в реальности цифр. - Еще недавно стоимость проекта составляла 9 млрд. руб., но майская смета составила уже 11,2 млрд. рублей. А в декабре 2006 г. называлась иная цифра - 2 млрд. 609 млн. рублей. Выходит, за 5 месяцев затраты на ПАТЭС увеличились почти в 5 раз? Плавучая станция, еще не кинув свой "мертвый якорь", уже растет в цене. Глава Министерства экономического развития и торговли Герман Греф уже выразил сильное сомнение в окупаемости затрат на сооружение плавучих АЭС: - Стоимость одного киловатта установленной мощности плавучей атомной станции - 7 тыс. 200 долларов. Это в 7 раз выше, чем в теплогенерации. Понятно, что любая калькуляция должна учитывать количество. Чем больше - тем дешевле. Пикантность ситуации состоит в том, что заявлению "Росатома" серийность позволит снизить стоимость ПАТЭС на 30-40%. Но тот же Герман Греф предлагает поэкспериментировать: соорудить для начала первую ПАТЭС и посмотреть её себестоимость для серийного строительства, а не утверждать всю программу сразу. Ещё летом прошлого года было очевидно, что проект очень дорогой. Строительство береговых сооружений, обеспечивающих безопасность, оценивается в 10% стоимости всей станции. А кто будет платить? Потребитель. Значит, скорее всего, эти расходы должны лечь на местные бюджеты "портов приписки" плавучих атомных объектов энергетики. А ещё от бюджетов регионов (или местных?) потребуются средства на преобразовательные станции на берегу, ЛЭП, затраты на аренду земли, строительство инфраструктуры для персонала, который должен работать по вахтовому методу. При подготовке материала использованы материалы из изданий "Аргументы недели", "Компромат.ру". ПАТЭС планируют разместить Посёлки Певек, Вилючинск, возможно, плавучая АЭС появится на острове Русский. В сентябре состоится круглый стол по плавучим АЭС в Якутии. Проектом создания плавучих станций заинтересовался даже "Газпром". Руководство "Газпрома" считает возможным применение ПАТЭС для энергообеспечения добычи и транспорта углеводородов на шельфе северных морей и полуострове Ямал. Для работы на Штокмановском месторождении потребуются две плавучие атомные станции и для разработки месторождений полуострова Ямал и прилегающего шельфа - еще две станции. Росэнергоатом обещает к 2019 году соорудить на Чукотке сразу две ПАТЭС. Заявлено, что выполнены предпроектные исследования.Комментарии Оставить свой комментарий
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА