Росатом оценил потребность арктического флота для СМП в 160 судов до 2030 года

Об этом говорится в презентации директора дирекции СМП Вячеслава Рукши, представленной  в Государственной думе

Венгрия: произошла авария на АЭС «Пакш»

На  АЭС «Пакш» остановили ядерный реактор из-за срабатывания автоматической защиты

Персидский атом и космос

Юлдуз Халиуллин

Об авторе: Юлдуз Нуриевич Халиуллин – член-корреспондент Международной экономической академии Евразии.

Тэги: иран, космос, атом

иран, космос, атом Исследования в области ядерной физики – один из приоритетов иранской науки. Фото Reuters

Престижный американский научный журнал Science нередко оказывается в центре внимания мировой общественности по освещению актуальных проблем не только научной, но и глобальной политики. Когда в августе нынешнего года президент США Барак Обама и 29 известных американских физиков и экспертов по нераспространению ядерного оружия представили на рассмотрение конгресса США достигнутое с Ираном Соглашение по ядерным вопросам, корреспондент Science Ричард Стоун уже находился в Тегеране в кабинете президента Организации по атомной энергии Ирана (АEОI) Али Акбара Салехи – основного «виновника» торжества.

Двухчасовое эксклюзивное интервью Стоуна с руководителем «атомных дел» Ирана было распространено в англоязычном Интернете как breaking news под заголовком: «Атомный царь Ирана объясняет, как он способствовал заключению ядерного соглашения».

Тут нужно особо отметить, что вялотекущие в течение 18 месяцев многосторонние переговоры в Вене были успешно завершены благодаря достигнутым в течение нескольких дней на закрытых доверительных консультациях соглашениям. Участвовали в этих консультациях Али Акбар Салехи и Эрнест Монитц – секретарь Министерства энергетики США. Можно отметить два интересных момента, особо важных для таких деликатных переговоров.

Во-первых, разговор шел между людьми, досконально понимающими эти проблемы, к тому же они знали друг друга давно, хотя не общались десятилетиями. Когда Салехи в конце 1970-х годов учился и защитил  докторскую диссертацию по ядерным технологиям в Массачусетском технологическом институте (MIT), он как-то общался с Моницом и другими американскими ядерными физиками.

Второй момент. Когда высшее руководство Ирана приняло решение о подключении к переговорам с США Салехи, последний поставил одно важное условие: он готов сесть за стол переговоров лишь в том случае, если напротив него с американской стороны будет сидеть достойный партнер, четко понимающий ядерные проблемы, в частности доктор Мониц – координатор ядерных дел США. Вашингтон пошел навстречу этим требованиям, и доверительные переговоры на этом уровне, по существу, привели к подписанию упомянутого соглашения с Ираном.

Как итог поездки Стоуна в Иран журнал Science в сентябре выпустил «незапланированный» спецвыпуск, посвященный сегодняшним проблемам и состоянию научных исследований в этой стране. Он состоит из четырех обзорных статей Стоуна. Иранцы разрешили ему посетить те районы, куда он хотел отправиться и побеседовать с учеными по избранной им тематике.

Основной вывод из этих материалов таков. Несмотря на серьезные катаклизмы – восемь лет войны с Ираком, разрыв дипотношений с США и, наконец, экономическая блокада, – иранская наука как-то смогла сохранить свои фундаментальные основы и уже в ближайшие годы сможет добиться определенных успехов в некоторых направлениях. Об этом, в частности, свидетельствует как содержание, так и заголовок одной из статей Стоуна: «Новая обсерватория Ирана может вывести его на международную арену».

Тысячу лет тому назад, когда Европа была окутана мраком безграмотности, Персия и другие мусульманские страны вели научные исследования в своих первоклассных по тем временам обсерваториях. В частности, Коперник для обоснования своего вывода о том, что Земля вращается вокруг Солнца, активно использовал сведения, полученные и зафиксированные в анналах обсерватории в Марахе, расположенной на северо-западе Ирана.

Эти древние традиции иранской астрономии могут вновь возродиться, когда в строй войдет новый астрономический центр, строящийся на горе Гаргаш на высоте 3600 м в центре Ирана. Запланирована установка нового оптического телескопа диаметром в 3,4 м. Строительство Иранской национальной обсерватории стоимостью около 30 млн долл. идет полным ходом. «Астрофизик, доктор Алириза Бехнам, угощая нас ароматным чаем, рассказывает, что пока главная его задача заключается в детальных исследованиях погодных условий этой местности, а стратегическая цель – в какой-то степени способствовать возвращению славного имени Ирана – астрономической державы», – пишет Стоун.

По рассказам иранских собеседников Стоуна, идея создания обсерватории международного уровня возникла еще в конце 80-х годов истекшего столетия, когда испанский предприниматель иранского происхождения под впечатлением посещения Обсерватории имени Исаака Ньютона на Канарских островах сообщил Тегерану о своей готовности финансировать строительство подобной обсерватории в Иране. Но тогда Ирану было не до этого: шла ожесточенная война с Ираком, на полях которой погибли десятки тысяч студентов и молодых ученых.

В начале текущего столетия Национальный научный центр Ирана (аналог академии наук) подготовил на рассмотрение правительства два важных для страны научных проекта: создание обсерватории и ускорителя элементарных частиц. Однако после прихода к власти консервативного президента Ахмадинежада проект строительства обсерватории практически был снят с повестки дня. Позже новое правительство выделило 4 млн долл. для закупки в Германии обычного зеркального телескопа. Но экономические санкции затормозили начатый процесс.

В 2015 году после посещения Гаргаша вице-президентом Иранской академии наук доктором Саттари строительство объекта было возобновлено и получило поддержку нынешнего правительства. «Совсем недавно пришло вдохновляющее сообщение из США, – продолжает разговор нынешний директор строительства обсерватории доктор Мансури. – Крупный американский ученый иранского происхождения профессор Алиреза Шабани обратился к иранской диаспоре с призывом оказать финансовое и научное содействие в строительстве упомянутой обсерватории и для этих целей в июле создал небольшую кампанию Biruni Incorporated, в наименовании которой на первый план выдвинуто имя великого персидского ученого Бируни, что весьма символично».

Доктор Мансури очень надеется также восстановить международные связи с крупными обсерваториями мира и подчеркивает, что иранская обсерватория будет открыта для всех желающих сотрудничать и работать в ней. По его оценкам, в европейских странах в сфере астрономии занято около 50 ученых иранского происхождения и свыше 100 человек в различных обсерваториях США.

По оценкам итальянского астронома из Европейской астрофизической обсерватории во Флоренции Пьеро Салинари, Иранская национальная обсерватория через 4–5 лет после завершения строительства может стать лучшей обсерваторией с телескопом общего назначения. Будущий иранский телескоп можно будет использовать для исследований экзопланет, гамма-излучения, для поиска темной материи. Сотрудник Института астрономии в Бонне Хендрик Хилдебрандт отмечает, что, несмотря на то что в мире создано немало крупных телескопов, основные астрономические наблюдения выполняют телескопы размером от 2 до 4 м. Как раз такой и будет установлен в иранской обсерватории.

Несомненный интерес представляет обзорный материал Стоуна, посвященный катастрофическому положению одного из крупнейших соленых озер мира, находящегося в одном ряду с Аралом и Великими Озерами США.

Озеро Урмия, расположенное в густонаселенной северозападной части Ирана, где в основном проживают азербайджанцы, совсем недавно занимало примерно 5200 кв. км. В прошлом году соответствующий объем воды в озере составил лишь 10%. Причины катастрофического обмеления озера Урмия практически аналогичны с факторами, которые мы наблюдаем в течение последних десятилетий на Арале.

В окрестностях озера Урмия доктор Стоун провел два дня в сопровождении одного из крупных ботаников из Тегеранского университета – знатока экологических проблем этого региона, доктора Акхани. Он заявил, что нынешнее иранское правительство обнародовало перспективную программу, предусматривающую выделение на предстоящие 10 лет около 6 млрд долл. для восстановления озера и близлежащего региона. В 2015 году правительство уже выделило 660 млн долл. для восстановления ирригационных сооружений и инфраструктуры этого региона. Однако пока ничего не выделено для проведения научных исследований и восстановления экологической структуры, так что удастся ли нам восстановить великое озеро Урмия, остается под большим вопросом.

Академик, директор Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Роберт Нигматулин прокомментировал проблему озера Урмия.

«После того как возможности проведения экспедиций по Мировому океану научно-исследовательскими судами Института океанологии резко сократились из-за отсутствия финансовых возможностей, мы активно подключились к исследованиям морских рубежей нашей страны и других водных пространств. Например, в течение ряда лет наши опытные сотрудники во главе с моим заместителем Петром Завьяловым проводят активные научные исследования на Арале (их результаты опубликованы). В этом году они добрались и до знаменитого киргизского озера Иссык-Куль. Недалек тот день, когда они смогут оказаться и на берегах высыхающего иранского озера Урмия, чтобы передать свой богатый опыт иранским ученым и провести совместные исследования, если, конечно, будет соответствующий интерес со стороны Тегерана», – отметил академик Роберт Нигматулин.