О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
Атомные события в России

"Академик Ломоносов", наконец-то, собрался в Певек

Плавучее ядерное чудо потянут на Чукотку три буксира

Атомные события в Мире

ТОКИО СОБИРАЕТСЯ СБРОСИТЬ В ТИХИЙ ОКЕАН РАДИОАКТИВНУЮ ВОДУ

Эта вода из зоны заражения АЭС "Фукусима"

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

"Лунный":идет добыча урана

Комментариев: 0

Жителей Якутии все больше волнует социальная и экологическая ответственность крупных добывающих компаний

Сейчас, когда в стратегических интересах России стоит первейшей задачей освоение нефтегазовых и других месторождений Дальнего Востока, общественность Якутии задается вопросом взаимоотношений с компаниями-гигантами.

Будут ли приходящие из-за пределов республики крупные недропользователи считаться с интересами людей, проживающими на «территории полезных ископаемых», не испоганят ли северную ранимую природу, какая доля от сверхприбылей останется в местном бюджете? Эти вопросы все чаще и больше задают якутяне во время встреч – об этом говорили народные депутаты и представители общественности во время «круглого стола» по реализации условий лицензионных соглашений крупными предприятиями – недропользователями, который провел комитет парламента республики по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии под председательством Владимира Прокопьева. В самом начале он особо подчеркнул: «Согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О недрах» одной из задач государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на территории, где ведут свою деятельность крупные предприятия-недропользователи, а также всех граждан Российской Федерации».

Заместитель председателя правительства РС(Я) Павел Маринычев внес ясность, сказав, что законодательством не предусмотрены прямые нормы, обязывающие недропользователя участвовать в социально-экономическом развитии тех или иных территорий, на которых ведётся разработка недр. Лицензионными соглашениями положения о заключении соглашения о социально-экономическом развитии территории прописаны как одна из возможных форм взаимодействия, т.е. не обязывают недропользователя заключать указанные соглашения. «Из 537 лицензиатов только 1/5 часть имеет соглашения с муниципальными образованиями республики», - сообщил он.

Крупные компании – недропользователи в РС(Я():

АК «АЛРОСА» (ОАО) и ее дочерние ОАО «Алмазы-Анабара», ОАО «АЛРОСА-Нюрба», ОАО «Нижне-Ленское», ОАО «Газпром» с «дочерними» структурами, ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Таас Юрях Нефтегазодобыча», ОАО «НК Роснефть», ОАО ХК «Якутуголь» и ООО «Эльгауголь», входящее в группу компаний «Мечел», ОАО «Алданзолото ГРК», входящее в группу «Полюс-Золото», холдинг ОАО «Селигдар», включающий ОАО «Золото Селигдара», ООО «Рябиновое», ЗАО «Лунное» и входящий в ИГ «Русские Фонды», ОАО «Высочайший», ООО «Нерюнгри-Металлик», входящая в группу «Северсталь», ОАО «Эльконский ГМК», входящий в состав Росатома.

Правительство Якутии заключило 34 соглашения об участии крупных недропользователей в социально-экономическом развитии республики и муниципалитетов. «Из указанных 34 соглашений исполнены в соответствии со сроками и объёмами 15, частично исполнены и находятся в работе 16 соглашений и договоров», - сказал Павел Маринычев.

Как и во всем остальном, примером является ОАО «Сургутнефтегаз», который имеет соглашения с Ленским районом и Правительством Республики Саха (Якутия) по участию в социально-экономическом развитии. Как сообщил заместитель председателя правительства РС(Я), сейчас идет работа над подобным договором с ОАО «Газпром» и с ОАО «НК «Роснефть». Соглашение ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» с Мирнинским районом заключено в 2006 году. ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» (ОАО «ЯТЭК») имеет соглашение с Вилюйским улусом и участвует по отдельным соглашениям в социально-экономическом развитии Якутии. ОАО «Алданзолото ГРК» не имеет инвестиционной программы развития, но, будучи традиционно бюджетообразующим предприятием Алданского района, продолжает участвовать в его социально-экономическом развитии.

Павел Маринычев назвал и негативные моменты: крупные компании зарегистрированы за пределами Республики Саха (Якутия). Учредители большинства золотодобывающих предприятий находятся также за пределами республики, а исполнительные органы этих предприятий не имеют полномочий по взаимодействию с органами муниципальной и государственной власти. Из федерального законодательства о недрах изъяты нормы предварительного согласования отвода земель перед аукционами и конкурсами, земли недропользования находятся в основном на территориях лесного фонда, т.е. в федеральной собственности, а изъятие земель других собственников, пользователей осуществляется без их участия. Сроки действия соглашений ограничены 1-3 годами, а не сроком действия лицензии, направлены лишь на удовлетворение небольших задач, таких как спонсорская помощь, финансирование отдельных мероприятий.

«Обычно взаимодействия с муниципалитетами прописаны в прочих условиях», - отметил Павел Маринычев и предложил продумать, как законодательно отношения с властями территорий поднять из «прочих» условий в основные. Можно прописать в часть 4 пункта 10 статьи 12 Закона Российской Федерации «О недрах».

Выступили и представители федеральных контролирующих органов: начальник Управления по недропользованию по РС(Я) Геннадий Наумов и начальник Управления Росприроднадзора по РС(Я) Виктор Семёнов. Оба отметили образцовое выполнение всех требований ОАО «Сургутнефтегаз», в том числе, повышенное внимание к экологии. Кстати, позже представитель этой компании назовет сумму, потраченную «Сургутнефтегазом» на природоохранные действия в Якутии – 2 миллиарда рублей.

Выступавшие пришли к заключению, что в целом условия лицензий недропользователи выполняют, особенно успешно крупные добывающие компании, больше проблем доставляют мелкие предприятия.

Но как стало ясно из выступлений народных депутатов, все же их избирателей куда больше волнует социальная ответственность недропользователей, а не исполнение условий лицензии по геологоразведке и проч. А вот это, увы, в законе о недрах прописано расплывчато, что и отметил Павел Маринычев. Пробел в законодательстве очевиден, и это вызывает напряжение в обществе (и оно будет только расти пропорционально росту освоения месторождений Якутии), порождает массу вопросов у жителей республики, надо искать способ справедливо решить эту проблему законодательным путем. Разговор на эту тему будет продолжен, заверил председатель профильного комитета Ил Тумэна Владимир Прокопьев.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Виктор Федоров, народный депутат РС(Я):

- Допустим, недропользователь зарегистрирован за пределами республики, работает вахтовым методом, НДПИ уходит в федеральный бюджет. Что достается бюджету Якутии?

Павел Маринычев, заместитель Председателя Правительства РС(Я):

- Налог на имущество, налог на прибыль являются региональными. Но сейчас, как вы знаете, вступила в силу норма консолидированного налогообложения, и поступления в республиканский бюджет снизились..

Также все предприятия платят за негативное воздействие на природу: 40 % - в муниципальный, 40 % - в республиканский, 20 % - в федеральный бюджеты.

Елена Голомарева, народный депутат республики:

- Спикер верхней палаты Федерального собрания Валентина Матвиенко предложила перенести регистрацию крупных добывающих компаний обратно в регионы, где производится добыча. Что в этом плане делает наше правительство?

Павел Маринычев, заместитель Председателя Правительства РС(Я):

- Сейчас совместно с Минвостокразвития готовим список компаний Дальнего Востока, которые должны будут зарегистрироваться на месте.

Из выступлений

Анатолий Добрянцев, первый заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн):

- У местного населения очень много вопросов к недропользователям. Отсутствует прозрачность, жители не владеют информацией, какие компании работают на их территории. Особенно ее мало по средним и мелким предприятиям. Я 14 лет руководил муниципалитетами, и могу сказать, что недропользователи избегают встреч с местными властями. Предлагаю федеральным контролирующим органам проводить совместные проверки, подключать налоговую инспекцию, местную администрацию. Ведь очень многие уклоняются от налогов.

Юрий НИКОЛАЕВ, председатель комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации:

- Например, в Мирнинском районе много недропользователей, работают геологи, субподрядчики. Что происходит? Районная администрация узнает от охотников, что появилось в тайге какое-то предприятие и начало работу. Кто, откуда – неизвестно, приходится муниципалам искать их в тайге, самим и выходить на контакт. Таким образом глава Тас-Юряха заключил несколько соглашений и получает доход в свой бюджет. Но не все местные власти проявляют такую активность. Мы должны создать такие законодательные условия, чтобы недропользователи и их субподрядчики перед тем, как приступить к работе, сами появлялись у дверей МО.

Также остановлюсь на проблеме привлечения местных кадров. Не секрет, что единицы попадают на основное производство, где зарплата кратно выше. Наши работают на вспомогательных работах, а на денежных работах трудится своя вахта. Такая же проблема и в «АЛРОСА», я работал в кадровом управлении компании. Местные работают на рабочих должностях, единицам позволяют занять серьезные инженерные должности. Решение этих проблем мы должны контролировать.

Декан Горного института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Борис Заровняев:

- У нас существует проблема прохождения практики студентов на таких предприятиях, которые приходят в Якутию извне. Они отказывают в практике или предлагают пройти ее без оплаты. О трудоустройстве выпускников говорить еще тяжелее. Многие компании не желают трудоустраивать местных выпускников, ссылаясь на то, что приглашают высококвалифицированных спецов из-за пределов Якутии. По роду своей деятельности я не раз участвовал в аттестации таких специалистов, и их знания вовсе не блестящие, наши выпускники на их уровне вполне конкурентноспособны. Они могут работать и работают на своих предприятиях.

Научные работы такие компании не заказывают, свои технологии не совершенствуют, большинство работает как в прошлом веке, что сказывается на экологических последствиях и на себестоимости добычи.

Член Общественной палаты республики первого созыва Иван Шамаев:

- Проблема взаимоотношений субъекта Федерации и недропользователей существует. Общественная палата подготовила проект закона республики о социальной и экологической ответственности недропользователей. Проведен «круглый стол» с участием народных депутатов республики и руководителей ведомств. На пленарном заседании Общественная палата одобрила проект этого закона и представила в профильный комитет Ил Тумэна. В нем прописаны все стороны социальной и экологической ответственности недропользователей. Предлагаем комитету создать комиссию и, не теряя времени, принять его. В России не разработана система рентной оплаты за пользование недрами, так что мы создадим прецедент.

Что на самом деле происходит с урановым концентратом Элькона?

Ветеран отрасли, член экспертного совета по радиационной безопасности Иван Бурцев из общественного экологического центра поднял на «круглом столе» наболевшую проблему ликвидации радиоактивных отходов на Эльконском горно-обогатительном комбинате.

- Уникальный случай с месторождением «Лунное» просто вопиющий! Мы только сейчас узнаем, что там уже добывается уран. Документ, датируемый 13 февраля 2007 года, под названием «Конкурсные торги РС(Я)» гласит, что будто бы был объявлен конкурс, единственным участником которого оказался «Техснабэкспорт» – предприятие Росатома.

Нам говорили, что там все заморожено, а, оказывается, на «Лунном» ведется добыча урана! Урановый концентрат складируется на берегах ручьев. И это потом смывается в Алдан. Все опять повторяется! За 25 лет Приленская геологоразведочная экспедиция с 1960 по 1985 годы разведала и подтвердила запасы этого уникального месторождения, в результате ее работы 1 миллион тонн урановой руды остался там на поверхности. Сколько пишем, говорим, протестуем! И все повторяется. Предлагаю немедленно отозвать лицензию с «Лунного». Этим и должны заниматься Росприроднадзор и Минприроды.

Тему продолжил и народный депутат РС(Я) Юрий Николаев, он спросил, почему ведется разработка «Лунного», если лицензия на Эльконское месторождение приостановлена до 2019 года.

Как пояснил начальник Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) Виктор Семенов:

- Лицензия на Эльконский горнообогатительный комбинат приостановлена. На 7 участках производился перерасчет запасов и замерочное бурение. Никаких штабелей концентрата там не складируется. Лицензия ЗАО «Лунное» действует, ведутся геолого-разведочные работы и опытно-промышленная эксплуатация кучного выщелачивания. Материалы находятся в ГКЗ Роснедра. Мы дали заключение, что схема не может быть применена. На сегодня государственного заключения по этому объекту нет.

То, что сообщил эколог и представитель федерального природоохранного органа, явно противоречило друг другу. Что же на самом деле происходит с урановым концентратом на Эльконе? Есть ли в реальности угроза радиоактивной безопасности? Депутат Виктор Федоров предложил создать парламентскую группу, чтобы выяснить истинное положение дел.

Иван Бурцев одновременно поднял вопрос с освоением Томторского месторождения:

- Выяснилось, что Томтор уже забрали. Никто в республике не знает, кто участвует в этих конкурсах, как побеждает. Это ведь уникальное месторождение ниобия и других редкоземельных минералов. Я бы как эколог не беспокоился, если бы там не присутствовали уран, торий и таллий. Это очень опасно, и приступать к разработке Томтора нужно только после серьезных научно-исследовательских работ, как разрабатывать такие минералы. Эти компании игнорируют науку, возьмут, что легко добывается, а как поступят затем с отходами – ураном и другими вредными веществами – никто не знает.

Как пояснил заместитель председателя правительства РС(Я) Павел Маринычев, аукцион на томторское месторождение выиграло дочернее предприятие «Ростехнологий». Заключение Правительства РФ будет получено в течение трех месяцев. Есть «рыба» договора о социально экономической ответственности. Елену Голомареву пригласят для участия в согласовании этого договора.

Подготовила Татьяна БУРЦЕВА



ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель:Попова Надежда Васильевна