О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

ЯДЕРНОЕ СУДНО "ЛЕПСЕ": НЕЗРИМАЯ УГРОЗА?

Комментариев: 1

 

 

Андрей Родин, независимый журналист, Москва

          Прошло больше года с тех пор, как у причала судоремонтного завода «Нерпа», что в Мурманской области, встало ядерное судно, плавтехбаза «Лепсе», которое называют самым ядерно-опасным судном севера России. В хранилище (трюме) корабля  до сегодняшнего дня находится отработанное ядерное топливо (ОЯТ) с атомных ледоколов гражданского флота. Радиоактивность этой «начинки» соразмерна с выбросом, который произошел на производственном объединении «Маяк» в 1957 году. О необходимости утилизации опасного судна заговорили еще в конце восьмидесятых годов прошлого века. Однако, реально из практической работы по утилизации было сделано только одно - судно подготовили к переводу и утилизации и отбуксировали к судоремонтному заводу «Нерпа». 
           Количество атомных судов, построенных в Советском Союзе, превышает атомные флоты всех государств, в том числе и США. С 1955 года одних только атомных подводных лодок (АПЛ) было построено 243. Кроме того, в Советском Союзе был построен уникальный атомный ледокольный флот. 

          Для обслуживания атомных кораблей использовался так называемый «вспомогательный флот», состоящий из судов атомно-технологического обеспечения (АТО). Этот флот состоит, как из специальных судов, построенных непосредственно для обслуживания атомных кораблей и судов, так и из серийных сухогрузов, танкеров и т.д., специально переоборудованных для этих задач. Суда АТО используются для перевозки и хранения ОЯТ, твердых и жидких радиоактивных отходов. Ни один флот в мире не имеет такого громадного флота обслуживания атомных кораблей. Дело в том, что за рубежом необходимые операции на атомных кораблях происходят на специальных базах, в России же совсем другая ситуация.
          Постепенно весь этот флот стареет, отработавшим положенный срок судам требуется утилизация, которая не всегда проводится своевременно. Что, безусловно, создает дополнительную ядерно-радиационную опасность.
          В случае с ОЯТ «Лепсе»- первым судном-заправщиком атомного Ледокольного флота - «утилизация» «продолжается» уже 24 года.

          История «Лепсе» началась почти 80 лет назад. В 1934 году судно было заложено на Николаевской верфи. А названо в честь участника трех революций - рабочего  Ивана Лепсе. Советским специалистам предстояло построить транспортный корабль для нужд гражданского флота.  Долгострой продолжался до начала Второй мировой войны. Но судно так и не успели достроить. С приближением  к г. Николаеву фашистских войск, судно было решено затопить.
          В 1959 году во время строительства первого атомного ледокола «Ленин» стало понятно, что для полноценного функционирования ледокола потребуется специальное судно сопровождения. То есть корабль, имеющий все необходимое оборудования для приема радиоактивных отходов и охлаждения вод реакторных контуров. Для этих целей решено было переоборудовать поднятое со дна  Черного моря «Лепсе». Судно выбрали из-за очень прочного, по тем временам, корпуса. Что и было сделано.  Так с 1963 по 1981 годы экипаж «Лепсе» выгружал отработанное ядерное топливо (ОЯТ) с атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». Команда заменяла старые тепловыделяющие сборки (ТВС) на новые. Опасный груз размещался в специально оборудованном для этих целей хранилище в трюме корабля. 
          В 1981 году у Мурманского морского пароходства появляется более современное судно «Имандра», предназначенное для выполнения тех  же задач. С тех пор «Лепсе» использовалась исключительно для перевозки и для временного хранения ОЯТ и РАО и для транспортировки их к местам захоронения. 
          В 1984 году во время рейса в Карское море на «Лепсе» происходит авария : во время шторма радиоактивная вода выплеснулась в помещение хранилища. Полностью «очистить» судно так и не удалось.
          Радиоактивность ОЯТ в хранилище судна, специалисты оценивают в 250 тысяч ТБк (675 тысяч Кюри), что сравнимо с активностью выброса во время аварии, произошедшей в 1957 году на производственном объединение «Маяк». В пеналах и кессонах хранилища находятся 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из них была выгружена из реактора атомного ледокола «Ленин» после аварий, произошедших в 1965 и 1967 годах.
          Такого хранилища, как на «Лепсе», нет ни на одном судне. Каждый канал ОТВС хранится в отельной ячейке (пенале), которая, в свою очередь, является частью хранилища. Когда на «Лепсе» перегружали топливо с атомного ледокола «Ленин», выяснилось, что геометрически размеры многих каналов нарушены. Доходило до того, что некоторые ОТВС приходилось забивать в пеналы молотком.  В результате чего, извлечь стержни из хранилища без разрушения конструкции невозможно.
           В конце 1988 году судно было выведено из эксплуатации, а в 1990 году  его перевели в категорию стоечных судов. Так что вопрос о необходимости утилизации ветерана «Лепсе» встал еще в конце восьмидесятых годов прошлого века. Тогда представители Мурманского морского пароходства (ММП) и научных и проектных организаций приступили к рассмотрению комплексной утилизации плавтехбазы.  
          В 1992 году началась разработка научно-технического обоснования, с целью создания комплексной схемы обращения с «Лепсе». В то время проект финансировался за счет Мурманского пароходства, но в 1994 году был «заморожен» из-за отсутствия финансирования. 
          Однако, проблема оставалась нерешенной и требовала найти пути решения. Тогда в связи с экологической значимостью проблемы ПТБ и высокой стоимостью их решения, пароходство инициирует включение темы «Лепсе» в «Федеральную программу по обращения радиоактивными отходами и ядерными материалами, их утилизацию на период 1993-1995 и перспективой до 2025 года». Вроде бы проблема сдвинулась с мертвой точки, но не тут-то было. Хотя утилизация судна и вошла в состав первоочередных мероприятий, но финансирования необходимых работ не проводилось. По той же причине - отсутствие бюджетных средств. То есть на бумаге проблема и пути ее решения обозначены, а на деле никакой конкретики. К проблеме подключились иностранные экологи.  
          В 1994 году международное экологическое объединение Bellona инициирует включение проекта утилизации «Лепсе» в план работ Арктического региона на 1994-1995 годы. 
          И уже в следующем, 1995 году проект утилизации получает международный статус. Тема обращения с плавтехбазой включена в планы Европейской комиссии. Уже на стадии обсуждения западные доноры предлагают финансовую помощь. Время идет, а бюрократические проволочки продолжаются. 
           В 1998 году проект утилизации «Лепсе» включен в соглашение о сотрудничестве между правительствами Норвегии и РФ в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией российских атомных подводных лодок (АПЛ) в северном регионе. 
 В 2000 году французское агентство развития AFD  и ОАО «Мурманское морское пароходство» подписывают соглашение, согласно которому AFD выделит субсидию в размере более миллиона Евро. 
           В 2001 году Bellona построила комплекс береговых контейнеров для экипажа «Лепсе» стоимостью около  120 тысяч долларов. До этого команде приходилось жить на борту заражённого судна.  

   В 2002 году к финансированию проблемы «Лепсе» наконец-то присоединилась Россия. Минтранс выделил 50 миллионов рублей на «поддержание безопасного отстоя судна и проведения работ по обращению с плавтехбазой». 
В том же 2002 году согласно «Плану первоочередных мероприятий по обращению с плавтехбазой «Лепсе», утверждённому Минатомом РФ, специалистами была разработана «Программа по обеспечению экологической безопасности отстоя судна и комплекс мероприятий по обеспечению длительного хранения ОЯТ и утилизации РАО». 
 В рамках этой программы, в числе прочего, проведена предварительная оценка воздействия радиации на персонал во время выгрузки ОЯТ. Проанализирован объем и сроки работ, в том числе и при выгрузке ОЯТ и РАО. Проведена и оценка воздействия на окружающую среду.

  По требованию Госатомназра разработан и сертифицирован контейнер для ОЯТ. Кроме того, была произведена дезактивация, созданы барьеры в помещениях контролируемой зоны, что уменьшило уровни гамма-лучей в 2-5 раз, а радиоактивное загрязнение в 50-1000 раз. 
          7 июля 2003 года ОАО «ММП» и финская экологическая корпорация NEFCO подписывают «соглашение о выделение гранта» на проект выгрузки топлива с «Лепсе». Подписание этого документа можно считать началом реализации международного проекта. NEFCO консолидирует собственные средства, средства Норвегии и Голландии в размере более четырех с половиной миллионов Евро. Общая сумма финансирования международными донорами должна была составить более двенадцати миллионов Евро, а сумма субсидий вышеуказанных участников проекта почти шесть миллионов. Еврокомиссия подтвердила выделение оставшейся суммы в размере более шести миллионов Евро. 
 6 октября 2003 года ОАО «ММП» и французская компания «SGN» подписывают «Соглашение об инжиниринговых услугах в рамках проекта выгрузки ОЯТ, Фаза 1А». Согласно которому «SGN» должно заняться разработкой проекта по выгрузке ОТВС их хранилища, а ОАО «ММП» координирует проект с российской стороны. Соглашение вступило в юридическую силу 2 марта 2004 года. Но между «SGN» и ОАО «ММП» возникли разногласия, затягивавшие реализацию проекта. В результате чего соглашение утратило юридическую силу в ноябре 2004 года в связи с истечением срока давности.

          Несмотря на множество подписанных финансовых соглашений, с 1998 по 2005 годы практическое решение утилизации «Лепсе» так не проводилось. Причина тривиально проста - между Россией и иностранными донорами не было двухсторонних соглашений об ответственности за ядерный риск проекта. Но на этом история с Лепсе не заканчивается.

          Согласно заключению специалистов АО «Атомэнерго» согласованной с Инспекцией Российского Морского Регистра судоходства по атомным судам, проект комплексной утилизации «Лепсе» должен был быть завершен до 2008 года. Но, увы… 
           Утилизация «Лепсе» была включена в список из девяти проектов, разработанных по заказу Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) и включенных в «Стратегический мастер-план утилизации и экологической реабилитации, выведенных из эксплуатации объектов атомного флота и обеспечивающей инфраструктуры Северо-Запада РФ».

          5 июля 2008 года подписывается грантовое исполнительное соглашение. Где ЕБРР выступает как администратор Фонда природоохранного партнерства «Северное измерение», а «Росатом» и ФГУП ФЦ ЯРБ, как получатель Гранта. Деньги пошли на реализацию первой части проекта, в рамках которой были проведены работы, начиная с разработки проекта и заканчивая буксировкой плавтехбазы на судоремонтный завод (СРЗ) «Нерпа». В рамах этого соглашения предполагалось выделить 43 миллиона Евро. В рамках же Федеральной целевой программы, по ядерной и радиационной безопасности на 2008-2015 годы, на утилизацию «Лепсе» выделяется 320 миллионов рублей. 
           В августе 2008 года «Лепсе» переходит в ведение Росатома. Напомним, что до этого проблемой утилизации судна практически безуспешно занималось ОАО «ММП». 
В августе 2008 года состоялась передача атомных ледоколов и судов АТО из доверительного управления ОАО «ММП» в ведение государственной корпорации (ГК) «Росатом». Таким образом, в настоящее время эта «бесконечная» проблема утилизации «Лепсе» лежит на «плечах» ГК «Росатом».

          В сентябре прошлого года «Лепсе» было отбуксировано к причалу СРЗ «Нерпа», однако, по существу, изменилось только географическое положение судна. Оно так и не было перемещено на берег (стапель-плиту), а это ключевой момент для снижения потенциальной ядерной угрозы. И сказать точно, когда начнется утилизация, никто не может.
Для справки
          Согласно предварительному графику утилизации, в 2013 году специалисты  должны разрезать корпус судна и подготовить носовой отсек для выгрузки ОЯТ.
Согласно этому же графику еще в 2011 на «Нерпе» должно было начаться строительство инфраструктуры. Однако по факту строить начали только в минувшем году.
 А стапель -плиту, на которую должна быть перемещена «Лепсе», для выполнения основных работ по утилизации в настоящий момент занимает первая  атомная подводная лодка  проекта К-3 «Ленинский Комсомол».
          Между тем, завод не первый год пытается реализовать проект превращения подлодки в музей, однако денег на проведение работ нет.

 «Вероятно, когда решалась судьба первой АПЛ, забыли, что она была первой,» – говорит председатель правления «Беллоны-Мурманск»  Андрей Золотков .  «И чтобы начать реализацию проекта по превращению «Ленинского Комсомола» в музей, необходимо соединить три его части (лодка была разрезана) в единое целое, подготовить ее для спуска на воду. На проведение этих работ необходимо около 50 миллионов рублей, что значительно меньше стоимости утилизации «Лепсе». Однако субмарина принадлежит Министерству обороны, и только оно может определить, станет ли «Ленинский Комсомол» музеем или будет утилизировано».

          Экспертная оценка сегодняшнего состояния судна "Лепсе" и угрозы, исходящей от него такова: радиоактивность отработанного ядерного топлива, находящегося в хранилище судна, оценивается в 250 тысяч ТБк (675 тысяч Кюри), что сравнимо с активностью выброса во время жуткой аварии, произошедшей в 1957 году на производственном объединение «Маяк». В пеналах и кессонах хранилища находятся 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из которых была выгружена из реактора атомохода «Ленин» после аварий, произошедших на нем в 1965 и 1967 годах.
           

 

 



Комментарии Оставить свой комментарий

  • Семен Семеныч 02.11.2013

    Похоже, что утилизировать "Лепсе" будут еще четверть века. Журналисту, автору материала, хочется задать такой вопрос: а где деньги, выделенные на утилизацию этого ядерного монстра? Это же миллионы евро. Сделайте расследование!

Оставить свой комментарий

ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель:Попова Надежда Васильевна