О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше
14.11.2024
Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год
Комментариев: 104.10.2013
http://eu-objective.info/online/002/files/assets/basic-html/index.html#82
Михаил Васильевич Ломоносов, знаменитый русский ученый, беспокойно ворочается в гробу: семь лет подряд государственная корпорация "Росатом" обещает вывести атомный понтон с именем прославленного академика на борту в некий пункт на Северном морском пути. И восьмой год подряд мы, журналисты, задаем главе Росатома Сергею Кириенко вопросы: а где же ваш хваленый "Академик Ломоносов"? И для чего нужно выводить на белоснежные просторы Арктики этот, безусловно, проблемный ядерный объект?
От плавучих атомных "гробов" давно отказались Соединенные Штаты и Германия, признав, что водоплавающие атомные станции и дороги, и очень опасны.
Но почему в корпорации "Росатом" мертвой хваткой вцепились в этот проект, траченный молью? Неужели дело только в том, что плавучая АЭС нужна при шельфовой добыче газа? И именно этим можно объяснить упорство атомного ведомства все-таки достроить и запустить плавучую баржу "Академик Ломоносов" к северным границам Евросоюза?
Как ни странно, но ни один природоохранный министр ни одной скандинавской страны не знает про наполеоновские планы Росатома. Они неизвестны даже журналистам, аккредитованным в МИД РФ.
К примеру, моя коллега, финский журналист Марья Маннинен, шеф-редактор Национальной телерадиовещательной компании "YLE" ничего не слышала про этого чертика из ядерной табакерки, хотя живет и работает в Москве не первый год. Впрочем, об опасных экспериментах на Ленинградской АЭС финские журналисты тоже ничего не слышали. Все-таки здорово сказывается цензура, введенная Росатомом для СМИ.
Но чем же чревато появление атомного поплавка на ледяной макушке Земли?
Flexbluе против "Академика Ломоносова"
Японская Фукусима внесла -никто спорить не будет - большие корректировки в дальнейшее развитие мировой атомной отрасли. И сегодня во всем цивилизованном мире наблюдается тенденция пересмотра программ ядерной энергетики. И если в Европе усиленно думают о модернизации атомных станций или их полном закрытии ( Германия, Бельгия, Швейцария), то в России намерены реализовать революционные проекты: как -то строить новый быстрый реактор ( очень аварийный) и сооружать плавучую атомную станцию ( очень опасную и для природы, и для человека).
От Москвы не отстает Париж: во Франции, королеве ядерных реакторов (их там работает тьма-тьмущая), и думать не хотят о приостановлении атомной энергетики, хотя ЧП и на французских ядерных объектах происходят с незавидной регулярностью. Но французские атомщики давно поняли все опасность наземных атомных станций и уже сегодня во Франции есть проект: погрузить новые атомные станции-субмарины под воду. Этот проект, названный весьма красиво - Flexblue (разработан компанией DСNS), предусматривает работу атомного объекта дистанционно, на глубине до 100 метров. Проектировщики утверждают: при размещении атомной станции на такой глубине, плавка стержня в ядерной реакторе практически маловероятна, если вообще возможна, поскольку охлаждать ядерный реактор будет автоматически морская вода!
Но, несмотря на всю привлекательность проекта «Flexblue», могут и тут возникнуть некоторые проблемы. Основная - конечно, же, обеспечение безопасности подводных ядерных энергоблоков, которые могут стать источником потенциальной угрозы : взрыв атомной электростанции-субмарины может нанести непоправимый ущерб экологии. И французы размышляют над этим очень серьезно.
А вот российские атомщики (какой-уж год) пытаются соорудить опасную плавучую АЭС. И даже не размышляют об атомной безопасности. Первой атомной барже уже присвоили имя прославленного русского академика Михаила Васильевича Ломоносова.
Целая флотилия этих плавающих атомных понтонов должна - по словам главы Росатома Сергея Кириенко - встать на всем протяжении Северного морского пути в ближайшее время. Что любопытно: референтного образца еще нет, а Росатом уже щедро предлагает свой атомный поплавок Китаю, Аргентине , Чили, Бразилии и Кабо-Верде.
Приблизительная стоимость ПАТЭС 400 млн. евро ( по заверениям Кириенко) на самом деле - по подсчетам атомщиков - проект уже сегодня стоит более 900 млн. евро. Российские специалисты гарантируют плавучей АЭС 38 лет работы. АЭС будет располагаться на судне в форме огромной миски (140×30 м). Она - по заверениям все того же Сергея Кириенко- может выдерживать даже самый сильный шторм. И даже падение самолета, но если это ЯК-40. Падающий Боинг разнесет АЭС в щепки вместе с ее ядерными реакторами.
Но российское атомное ведомство считает, что в небе над ее плавучими атомными баржами будут баражировать только ЯКи.
Справка журнала "Объектив"
DCNS - Дирекция по строительству военных кораблей, Франция
Заметки на полях
Из рекламного буклета Росатома: "Плавучая атомная станция обладает пятью барьерами радиационной защиты, способна выдержать землетрясение силой 7–8 баллов по шкале Рихтера, падение на станцию самолета типа ЯК-40"
30 мировых инноваций. Ошибочка вышла?
Россия объявила о строительстве первой плавучей атомной станции «Академик Ломоносов» еще в начале 2006 года. Вне всякого сомнения, по своей масштабности в выполнении задач и стратегической важности первая российская плавучая атомная станция могла бы встать в один ряд с такими достижениями страны, как запуск искусственного спутника Земли или полет Юрия Гагарина в космос. Мир обмер. Но мир не знал (да и не знает) главного: проект очень сырой и непроработанный!
Но Росатом в отдельно изданной брошюре обещает: плавучая АЭС может не только обогревать тундру, работать на нефтяном шельфе, эта чудо-конструкция в силах опреснять воду и быть "печкой" для отдельно взятого города с населением в 250 тысяч человек!
Похвальные речи в адрес российского атомного поплавка подхватил и авторитетный французский журнал L’Usine Nouvelle ( это издание выходит с 1891 года и пишет о самых прорывных технологиях мира -ред. ) сообщил: российская плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» вошла в список 30 важнейших мировых инноваций. В этом списке плавучая атомная станция соседствовала с революционным компьютером планшетником iPad компании Apple, американской гиперзвуковой крылатой ракетой X-51A Waverider, с уникальной норвежской плавучей ветроэлектростанцией, а также с синтетической бактериальной клеткой, полностью синтезированной по компьютерной программе с помощью реагентов из химической пробирки. Мир опять обмер.
Но вот прошло столько лет со дня объявления строительства, а кроме ПЭБ и баков МВЗ - аббревиатуры расшифровываются легко -плавучий энергоблок и баки металловодной защиты ( они нужны для ядерного реактора) - ничего у нашего несчастного «Академика Ломоносова» пока больше нет.
-Плавучую атомную станцию начинали строить на предприятии "Севмаш", в Северодвинске (Архангельская область), – рассказывает депутат Государственной Думы, доктор технических наук, физик-ядерщик в прошлом Иван Никитчук. – Сегодня она находится на Балтийском заводе. В несколько разобранном состоянии. Картина, в целом, такая же, как на Севмаше. «Академик Ломоносов» строится много лет, но проект готов лишь на 35-40 %. Глава Департамента коммуникаций Росатома Сергей Новиков утверждает, что готовность объекта - 60%. Но доказательств, Росатом, как всегда, не представляет.
К слову, первоначально плавучую АЭС намеревались построить за 2,9 млрд. рублей ( 2007 год). Потом проект стал энергично тяжелеть в цене. Сегодня эксперты говорят : «Академик Ломоносов» вместе со всем своим шикарным гардеробом (береговые сооружения, гидротехника, донноуглубительные работы, судно-сборщик радиоактивных отходов и т.д.) тянет на 36- 38 млрд.рублей. Получается, «Академик Ломоносов» становится бриллиантовым, еще не выйдя из эллинга?
-По нашим подсчетам, сегодня стоимость референтного образца плавучей атомной станции вместе с береговыми и гидротехническими сооружениями, действительно, превышает 35 миллиардов рублей, – говорит бывший заместитель директора по науке ВНИИ атомного машиностроения (Москва), доктор технических наук, профессор Игорь Острецов. – На борту этого специфического судна должны быть еще и бомбовые материалы – почти 2 тонны высокоообогащённого урана-235.
Но каким местом думают люди, работающие в дирекции Росатома? И как можно такую атомную бандуру ставить рядом с населенными пунктами?
Идея старая, "ноги" новые
- Возведение плавучей АЭС -идея довольно старая, - рассказывает профессор Валерий Волков, директор Академии геополитических проблем. - Еще в 1967 году в США на борту одного из военных кораблей соорудили плавучую АЭС «Sturgis». Эта АЭС базировалась в зоне Панамского канала на озере Гатун. Но в 1976 году станцию опечатали из соображений безопасности.
Потом запускать АЭС на воду предложил в США некий Ричард Экерт. Его идея пришлась по вкусу энергетической компании «Вестингауз». Началось строительство сразу 8 плавучих атомных станций. Но эту стройку заморозили из-за жесткого сопротивления властей прибрежных штатов. Упавшее знамя «Sturgis» и господина Экерта подхватили наши, российские атомщики: они предложили строить ПАТЭС - плавучие атомные тепловые электростанции в районах Крайнего Севера. Тем более, что есть грандиозные планы освоения богатых северных месторождений.
-Считаю, что проект очень сырой, - говорит доктор технических наук, профессор Игорь Острецов. - Но у государственной корпорации «Росатом» свое мнение относительно этого проекта.
Выходит, к старому больному "туловищу" приделали новые "ноги"? Получается, что идею своровали, сути не поняли, но решили удивить мир! Почему же тогда АЭС "Sturgis" не получила одобрения у продвинутого французского журнала? Она же была пионеркой, а никак не "Академик Ломоносов".
Адмирал Балтин: проект опасный
Вспоминаю своё интервью с адмиралом Эдуардом Балтиным, подводником-атомником (ныне покойным), бывшим командующим Черноморского флота. Встречались мы с адмиралом в Центральном доме журналистов в Москве в апреле 2008 года.
-Эдуард Дмитриевич, а что вы думаете про проект первой плавучей АЭС?
-Еще в 1989 году, когда я был первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом, из Москвы на экспертизу прислали техническое обоснование этой странной идеи. Обратились, думаю, потому, что к тому времени вместе с главными конструкторами мне пришлось принимать почти все атомные подводные лодки. Такая станция от атомохода мало чем отличается. Я дал отрицательную оценку проекта. Почему? АЭС планировали строить несамоходной. Это огромная баржа, эдакий плашкоут. Но для ее буксировки пришлось бы организовывать целую операцию. Это не менее 10 мощных морских буксиров. А еще нужны вертолеты и спасательные суда.
- Стоять эта атомная красавица должна на «мертвом» якоре. А что делать в случае ядерной аварии?
- На атомных подводных лодках действует принцип: командир обязан пожертвовать экипажем, но не подвергать радиоактивному заражению местность. И если беда случилась на базе, а подводный корабль способен экстренно дать ход, инструкция требует от командира немедленно уходить в море и там бороться за живучесть. На плавучих атомных станциях таких возможностей не предусмотрено! Они стоят на «мертвом» якоре. Я считаю, что они непременно должны быть самоходными. И поскольку речь идет об использовании плавучих АЭС в заполярных районах, их корпуса должны быть прочными настолько, чтобы противостоять мощным льдам.
Но в атомном ведомстве к доводам адмирала Балтина отнеслись без особого внимания. И что-то не слышно ничего нового ни про «надежный» корпус «Академика Ломоносова», ни про возможную самоходность этого атомного "гроба".
Трагедия в бухте Чажма
- Я вовсе не против того, чтобы жители отдаленных районов Севера имели бесперебойные и надежные источники электроэнергии, - поделился в нашем разговоре доктор технических наук, профессор, член Общественного совета Росатома Владимир Кузнецов. - Я против превращения этих регионов в испытательные полигоны атомного ведомства. Общественные организации (за очень редким исключением) так и не получили доступа к технической документации плавучей АЭС. Все важнейшие вопросы решаются в узком кругу. Между тем расчеты, выполненные независимыми экспертами, показывают, что в результате возможных аварий в зону радиоактивного загрязнения могут попасть Арктическое побережье США (Аляска) и северные районы Канады. Об этом почему-то предпочитают умалчивать. Не говорят они и о том, что атомные станции малой мощности с реакторной установкой КЛТ-40С обладают многими недостатками, начиная от низкого КПД и заканчивая неизученными последствиями влияния плавучей АЭС на окружающую среду.
-Владимир Михайлович, а какие наиболее вопиющие изъяны в проекте?
-Это отсутствие надежного обеспечения аварийной остановки реактора в ручном режиме при полном обесточивании АЭС. Далее - невозможность внутреннего и внешнего осмотра корпуса реактора на предмет контроля прочностных свойств металла, отсутствие расчетов анализов «запроектных» аварий, связанных, к примеру, с разрушением того же корпуса реактора, расплавлением его активной зоны или с ошибками эксплуатационного персонала станции.
К слову, вся история атомного флота СССР-России является еще и историей замалчивания аварий. И, в первую очередь тех, которые были вызваны недостаточной подготовленностью экипажей. А перенесение этих «традиций» в атомную энергетику может обойтись очень дорого!
- И плавучая АЭС никоим образом не застрахована от повторения серьезной аварии, вызванной «человеческим фактором», -уверен профессор Игорь Острецов. -Такая авария, напомним, случилась в августе 1985 года в бухте Чажма. Из-за нарушения технологии и требований техники безопасности при перезарядке активных зон реактора на атомной подлодке "К-431" произошла неуправляемая цепная реакция.
Погибли 10 подводников, переоблучению подверглись 260 моряков. А радиоактивный шлейф прошелся по полуострову и вышел на берег Уссурийского залива.
Исторический факт
Плавучие АЭС в мировой практике использовались дважды: для обеспечения энергией Панамского канала (до 1976 года) и для работы исследовательской базы США в Антарктике с 1962 по 1972 год.
Аргумент эксперта по ядерной безопасности
" Росатом не отдает отчета в своих легкомысленных действиях. Беда российская в том, что комсомольско-молодежный балласт, который профессионально не состоялся, оказался наверху, а не в трюме, где ему положено находиться. Потому-то корабль российский так неустойчив. Что же касается плавучей атомной станции. Здесь видны те же системные ошибки, как и при возведении Хранилища делящихся материалов (ХДМ) в Озерске. Отдельные из этих ошибок непростительны и крайне опасны. И в том и в другом случае имеет место поверхностный подход к анализу возможных «запроектных» событий. Ни ХДМ, ни плавучая АЭС не выдержат не только ядерного удара, но даже и падения аэробуса. Атомная баржа к тому же не имеет защитного колпака".
Герман Лукашин, эксперт по вопросам ядерной безопасности (г. Снежинск, Федеральный ядерный центр РФ)
"Скоро будем устанавливать реакторы"
И буквально несколько недель назад, Александр Вознесенский, генеральный директор (уже бывший! -НП) Балтийского завода в Санкт-Петербурге, выступая с докладом на Международном военно-морском салоне, объявил о том, что на одной из верфей предприятия возобновились работы по сооружению первой в мире плавучей атомной станции "Академик Ломоносов"
-Мы должны сдать плавучую АЭС в сентябре 2016 года, -сделал акцент Вознесенский.- Сегодня идет период адаптации: мы закупаем оборудование, материалы. Ведем контрактацию по остатку того оборудования, которое мы должны законтрактовать. Скоро будем устанавливать реакторы
Но кто же постоянно мешает? И о каком периоде адаптации идет речь, если «Академик Ломоносов» строится уже столько лет? Скоро у «Академика» вырастет очень длинная борода и появится очень большая лысина.
Но все еще открытым остается вопрос об экологической и террористической безопасности плавучей АЭС. Наземные АЭС охраняются подразделениями ПВО и силами госбезопасности. Для плавучей АЭС - как предупреждал и покойный адмирал Балтин - потребуются военные корабли сопровождения и целая система обеспечения безопасности.
Но вот что странно: чрезвычайно опасная, по мнению экологов, идея использования атомных станций - плавучих или подводных - в качестве источника электроэнергии для удаленных морских нефтегазовых месторождений находит поддержку не только у российских нефтепромышленников, но и у их норвежских коллег.
-Концепция такой атомной станции имеет потенциал для автономного энергообеспечения подводных месторождений при низких капиталовложениях и достойна дальнейшего исследования, - заявил директор по эксплуатации компании JP Kenny Norge AS Питер Биркеленд на Российско-норвежской нефтегазовой конференции «Партнерство компаний нефтегазового сектора в освоении шельфа» в Калининграде.
Выходит, "хорошо" работает Департамент коммуникаций Росатома: правдивой информации -НОЛЬ, зато вранья -воз и маленькая тележка, вернее, целый плавучий энергоблок.
Информация к размышлению
Российская корпорация "Росатом", которой принадлежит 22% мирового рынка строительства АЭС, рассчитывает на экспорт своих плавучих станций в Азию (Китай, Индонезия, Южная Корея) и Африку (Кабо-Верде, Намибия).
Плавучая Фукусима
Конечно, бесконечные задержки в запуске плавучих атомных станций приветствуются российскими экологами. Все они неустанно твердят о «плавучих Фукусимах». Экологи называют технологии, которые используют при строительстве плавучей АЭС устаревшими. И напоминают, что в период с 1970 по 2012 год на российском флоте произошло 15 аварий на атомных подлодках.
И их вопросы более чем разумны: как плавучие АЭС защищены на случай аварии? Что произойдет, когда им нужно будет получить новое топливо или избавиться от отработанного?
-На обычных атомных станциях его хранят в специальных резервуарах, - говорит профессор Острецов. - На барже его будут замораживать и складировать на борту, потому что судно-сборщик стоит дорого! И вряд ли Росатом на него разориться.
Специалисты ЦНИИ имени академика Крылова в Санкт-Петербурге (Комплексный научный центр мирового кораблестроения) уверены в том, что атомный понтон не является безопасным для хранения активных зон, выгруженных из реактора. Далее. Каждые 12 лет плавучая атомная станция должна проходить заводской доковый ремонт. Что в это время должен делать потребитель? Сидеть без электроэнергии? Или жечь костры у себя дома, дабы согреться?
Далее. В отличие от блоков обычной станции реакторная установка плавучей АЭС работает на высокообогащенном уране, который можно использовать для создания атомной бомбы. Ряд важнейших параметров реакторов КЛТ-40С, предлагаемых для плавучих АЭС, был сильно изменен по сравнению с прототипом – ледокольным реактором на ледоколах «Вайгач» и «Диксон». В частности, первоначально была увеличена активная зона реактора! Главным элементом ядерного реактора как раз и является активная зона. В нем размещается ядерное топливо и осуществляется цепная реакция деления. Автору этих строк потребовалось сделать несколько публикаций в СМИ, чтобы активная зона в ядерном реакторе была уменьшена.
Идем дальше. Сегодня строительство береговых сооружений, обеспечивающих безопасность плавучей АЭС, оценивается в 10% стоимости всей станции. Причем эти расходы должны лечь безумным грузом на местные бюджеты «портов приписки» атомных поплавков. Но доступ в эти северные районы есть только несколько месяцев в году. А если на станции ЧП? Ответов на эти вопросы нет. Еще нужны средства на преобразовательные станции на берегу, ЛЭП, затраты на аренду земли, строительство инфраструктуры для персонала, который должен работать по вахтовому методу. И насколько безопасен будет вокруг плавучей станции уровень радиации? Каково радиационное воздействие на окружающую среду – почву и воду, флору и фауну? Ответов на эти вопросы как не было, так и нет.
Ученые и экологи выступает против строительства плавучих атомных станций. И предупреждает, что плавучие АЭС представляют собой объекты, способные многократно повысить риск радиационного загрязнения морей и прибрежных зон, в частности Арктики.
Но их никто не слышит!
Аргумент инженера
"Комментировать общую идею плавучей АЭС и трудно, и легко. Трудно, потому что пока нет никакой конкретики. Легко, потому что я как корабельный инженер и эколог итак знаю, что в этой идее плохо, глупо и что опасно. Плохо то, что атомщики никогда не вводят в экономические расчеты затраты на покрытие своих долгов жертвам Чернобыля и Чажмы, на утилизацию всех отходов и самой станции, на разработку полноценной технологии утилизации, на адекватный мониторинг."
Анатолий Лебедев, заслуженный эколог РФ
"Мина" замедленного действия
ИноСМИ иногда допускают большие ляпы, рассказывая о сказочном проекте Росатома: к примеру, корреспондент "Монд" в Москве написала, что " такие морские электростанции абсолютно надежны. В случае цунами или торнадо им достаточно сняться с якоря и отойти от берега".
- Плавучая атомная станция тем и опасна, - говорит профессор Владимир Кузнецов, -что стоит на "мертвом" якоре. Куда она может отойти?
Эксперты утверждают, что в случае аварии с выходом радиоактивности за пределы судна радиоактивному заражению подвергнутся обширные территории. И опыт эксплуатации судовых реакторов и судов с реакторными установками это доказывает. Причем к обычному списку факторов риска аварий добавляются опасные природные явления ( это землетрясения и цунами), морское пиратство и терроризм. В случае захвата плавучей атомной станции в руки возможных террористов попадёт огромное количество высокообогащенного урана. Это очень привлекательный объект для возможных террористических атак: на атомном судне находятся 8 активных зон. Это те самые зоны, в которых есть ядерные материалы.
–Считаю, что российский проект ПАТЭС – это своего рода "мина" замедленного действия, - признается профессор Игорь Острецов.
Дело атомщика Н.
Несколько лет назад мне пришлось защищать от грубого прессинга со стороны "генералитета" Росатома инженера-атомщика Н., который занимался проектом плавучей атомной станции. Этот человек увидел очень большие погрешности в чертежах "Академика Ломоносова". Мой герой пытался объяснить эти ошибки в структурах Росатома.
Кстати, Н. – атомщик с 30-летним стажем работы. Трудился в отрасли при "атомных" министрах Викторе Михайлове, Евгении Адамове, Александре Румянцеве. Занимал ответственные посты. Его просто обязаны были слушать новые бизнес-руководители. Но ни руководитель Росатома г-н Кириенко, ни глава Росэнергоатома г-н Обозов, ни начальник Дирекции строящихся плавучих теплоэлектростанций г-н Крысов (ныне покойный) не захотели этого делать. Позднее мой собеседник был сильно избит в своем гараже. Потом попал в странное ДТП. Потом взялись за его родных и близких. Пришлось задавать много неудобных вопросов пресс-службе Росатома.
Что же происходило в Росатоме, в частности в Дирекции строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций? Почему в ведомстве избавлялись от профессионалов, которые находили погрешности в работе? Этот вопрос я неоднократно задавала пресс-секретарь Кириенко Сергею Новикову. И г-н Новиков находил возможность отвечать на эти вопросы. К слову, после публикации моего материала " Плавучая АЭС- "хромая утка Росатома" ("Аргументы недели", 26.06. 2007 г.) инженер Н. был восстановлен на работе в Росатоме.
Но сегодня, когда уже пришлось уйти из отдела расследований еженедельника "Аргументы недели" ( поскольку главный редактор издания Андрей Угланов заключил преступный финансовый контракт с ГК"Росатом" на так называемое информационное обслуживание) пресс-секретарь Кириенко Сергей Новиков перестал отвечать на мои вопросы.
Вот и при подготовке материала для журнала "Объектив" я, журналист Надежда Попова, официально ( то есть письменно) обратилась к директору Департамента коммуникаций Росатома Сергею Новикову с двумя вопросами: "Когда будет готов реферерентный образец плавучей атомной станции "Академик Ломоносов" и сколько он, действительно, будет стоить?"
Увы... Сергей Новиков (будучи государственным служащим) отвечать на вопросы журналиста не стал. По всей видимости, адресовать эти вопросы мне придется в Аппарат Правительства РФ.
Но кто же остановит наступление этого опасного проекта? Сегодня на атомный поплавок уже устанавливают ядерные реакторы, которые будут работать на высокообогащенном уране-235. Иначе как безумием это не назовешь. И эта атомная баржа, под завязку груженая бомбовыми материалами, скоро отправится ( если мы этому не помешаем) в белоснежные владения Арктики. А в той же Норвегии, как и в Швеции, об этом даже и не слышали.
Неужели можно допустить приход этого атомного монстра на пока еще девственно чистые северные территории?
Надежда Попова, журналист, г. Москва
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА
ПРИ ТАКОМ ЗАПРЕДЕЛЬНОМ ВОРОВСТЕ В РОСАТОМЕ ОНИ ЕЕ, ЭТУ ПАТЭС, НИКОГДА НЕ ПОСТРОЯТ. ПУСТЬ ФИННЫ И ШВЕДЫ СПЯТ СПОКОЙНО!