О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований УтроNews
Атомные события в России

Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla

Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге

Атомные события в Мире

США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше

Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ «АКАДЕМИК ЛОМОНОСОВ»

Комментариев: 2

 

http://pasmi.ru/archive/93660

  В 2006 году Россия объявила о строительстве первой плавучей атомной станции «Академик Ломоносов». Вне всякого сомнения, по своей масштабности в выполнении задач и стратегической важности первая российская плавучая АЭС  могла  бы встать в один ряд с такими достижениями страны, как полет Юрия Гагарина в космос или выход на трассу ледокола «Ленин». Мир замер в ожидании.

   Проект обещал: плавучая АЭС может не только обогревать тундру, работать на  нефтяном шельфе, это конструкция в силах опреснять воду и служить комфортной «печкой» для отдельно взятого города с населением в 200 тысяч человек!

  Недаром авторитетный французский журнал L’Usine Nouvelle  (выходит с 1891 года и пишет о самых прорывных технологиях планеты) сообщил, что российская плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» вошла в список 30 важнейших мировых инноваций.Об этом авторитетный журнал сообщил еще в 2010 году ( хотя и тогда проект еще находился в самом начале своего строительства). В этом списке  плавучая АЭС соседствовала с революционным компьютером — планшетником iPad компании Apple, американской гиперзвуковой крылатой ракетой X-51A Waverider,  с уникальной плавучей ветроэлектростанцией, строящейся в Норвегии, а также с синтетической бактериальной клеткой, полностью синтезированной по компьютерной программе с помощью реагентов из химической пробирки. Согласитесь, приятно читать такие строки: выходит, не оскудела земля российская умами…

  Но вот прошло столько лет со дня объявления строительства, а кроме  ПЭБ и баков МВЗ — аббревиатуры расшифровываются просто -плавучий энергоблок и баки металловодной защиты ( они нужны  для ядерных реакторов) — ничего у «Академика Ломоносова» больше нет. И строительство стратегически важного объекта идет (с непонятными остановками) уже более 7 лет. То есть, «Академик Ломоносов» уподобился «Летучему голландцу»: то про плавучую АЭС вспоминают всем миром, то забывают на полгода. В последние 2 недели о проекте вдруг снова заговорили в полный голос.

   За время неприлично долгого строительства «Академика»  в «песок» ушло более 7 млрд. рублей. По другим данным — более 10 млрд.руб.

35%  против 60%

    -Плавучую атомную станцию начинали строить на Севмаше, в Северодвинске (Архангельская область),  – рассказывает депутат Государственной Думы, доктор технических наук Иван Никитчук. – Сегодня она находится на Балтийском заводе. В несколько разобранном состоянии. Картина, в целом, такая же, как на Севмаше. «Академик Ломоносов» строится столько лет, но к настоящему моменту готов лишь  на 35 %.  Департамент коммуникаций Росатома утверждает, что готовность объекта  — 60%. Но доказательств не представляет.

   Деньги на строительство плавучей АЭС разворовали еще несколько лет назад. Речь идет о сумме в 7 млрд. рублей. Это выяснилось в ходе поездки депутатов Госдумы на ядерные объекты Санкт-Петербурга и Ленинградской области весной 2012 года.

   Напомним, плавучий энергоблок представляет собой гладкопалубное несамоходное судно ледокольного типа с двумя реакторными установками КЛТ-40С. По классификации Российского морского регистра судоходства, ПЭБ – несамоходное стоечное судно. Его размере : длина 144 метра, ширина 30 метров, высота по борту 10 метров, осадка 5,5 метра. ПЭБ «Академик Ломоносов» спущен на воду на Балтийском заводе летом 2010 года.

   Первоначально плавучую АЭС намеревались построить за 2,9 млрд. рублей (обещание 2007 года). Потом проект стал активно тяжелеть в цене. Сегодня эксперты говорят, что «Академик Ломоносов» вместе со всем своим гардеробом (береговые сооружения, гидротехника, донноуглубительные работы и проч.) тянет на 34 млрд.рублей. Получается, «Академик Ломоносов»  становится платиновым, еще не выйдя на место стоянки?

   -По нашим подсчетам, сегодня стоимость референтного образца плавучей атомной электростанции вместе с береговыми и гидротехническими сооружениями, действительно, превышает 30 миллиардов рублей, – говорит бывший заместитель директора по науке ВНИИ атомного энергетического машиностроения, доктор технических наук, профессор Игорь Острецов. – На борту этого специфического судна должны быть еще и бомбовые материалы – почти две тонны высокоообогащённого урана-235.

На Камчатку не пойдет

    По первоначальным планам, первая плавучая станция «Академик Ломоносов» должна была встать на «мёртвый якорь» в Авачинской губе, в бухте Крашенинникова, у порта Вилючинск на восточном побережье полуострова Камчатка. Но это цунамиопасный район… И камчадалы не испытывали особого восторга по поводу прибытия к ним  «атомного» поплавка. Почти две тонны высокообогащенного урана на борту! Камчатка – край вулканов. Из почти 300 вулканов — 29 — действующие. Сам Авачинский залив – часть океана, который является Тихим только по названию. А в шторм «мёртвых» якорей не бывает. Здесь нередки и цунами. Вот только только «атомного» поплавка в Вилючинске не хватало!

   Но в конце 2012 года на Камчатку пришло радостное событие: «Академик Ломоносов» вместо Камчатки «поедет» на Чукотку. Такое решение было принято в Правительстве РФ.

   Концерн «Росэнергоатом» (входит в структуру ГК «Росатом») выражает намерение завершить строительство первой плавучей атомной станции «Академик  Ломоносов» в ближайшие до сентября  2016 года. И отбуксировать её по Северному морскому пути на Чукотку.7 млрд. рублей (или все же 10 млрд.?) никто не ищет. Почему?

8 плавучих АЭС были и сплыли

    А насколько хорош проект? Еще в 2005 году в концерне «Росэнергоатом» начала свою работу новая структурная единица — Дирекция строящихся плавучих атомных электростанций.

   - Возведение плавучей АЭС  -идея довольно старая, — рассказывает профессор  Валерий Волков, директор Академии геополитических проблем. — Еще в 1967 году в США на борту одного из военных кораблей соорудили плавучую АЭС «Sturgis». Эта АЭС базировалась в зоне Панамского канала на озере Гатун. Но через несколько лет, а именно в 1976 году станцию опечатали из соображений безопасности.

  Потом запускать АЭС на воду предложил в США некий Ричард Экерт. Его идея пришлась по вкусу энергетической компании «Вестингауз». Началось строительство сразу 8 плавучих атомных станций. Но эту стройку заморозили из-за жесткого сопротивления властей прибрежных штатов. Упавшее знамя «Sturgis» и господина Экерта подхватили наши, российские  атомщики: они предложили строить ПАТЭС — плавучие атомные тепловые электростанции в районах Крайнего Севера.

   -Считаю, что проект очень сырой и недоработанный, — говорит доктор технических наук, профессор Игорь Острецов. — Но у государственной корпорации «Росатом» свое мнение относительно этого проекта.

   Плохо, что проект пытаются внедрить в жизнь уже восьмой год подряд. Слишком много потеряно и времени, и средств.

А можно ли обогреть тундру?

   Но если все-таки «Академик Ломоносов» дойдет по потребителя? Идея-то хорошая?

  Группа экспертов еще пару десятилетий назад предложила использовать АЭС на основе реакторов судовых и корабельных атомных энергетических установок. Основание — Постановление Правительства РФ от 9 июня 1992 года за № 389 » О путях преодоления кризиса топливного энергетического комплекса Дальнего Востока и Восточной Сибири». Были проведены конкурсы на лучший проект атомной станции малой мощности и выбраны десятки населенных пунктов для размещения этих станций — как стационарных, так и плавучих.

   Проведенный в 1994 году Минатомом анализ энергообеспечения российского Севера и Дальнего Востока показал, что руководство более 80 населенных пунктов этих регионов согласно на использование атомной энергетики. Еще в марте 1998 года «Норильский никель», Минатом ( теперь Росатом) и администрация Таймырского автономного округа подписали «Ходатайство о намерениях строительства атомной теплоэлектростанции на базе плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ 40С в районе  Дудинки».

Но планы остались нереализованными: не хватило денег. Строительство плавучих станций замерло на несколько лет.

1.6 млрд.рублей пропали при директоре Крысове

   Но энтузиасты трудились не покладая рук, и в октябре 2002 года был утвержден технический проект плавучей АЭС. Пройдены все экспертизы и согласования, включая государственную экологическую экспертизу. Получены лицензии Госатомнадзора и Ростехнадзора. И весной 2005 года коллегия Росатома приняла решение о целесообразности строительства головной плавучей АЭС в Северодвинске.

   Но еще тогда многие ученые задавались вопросом: а не проще ли использовать для  плавучей АЭС списанные атомные субмарины? Но переделывать атомные подлодки под энергетические объекты намного дороже, чем строить новые плавучие станции.  Об этом сказали другие ученые. Этот вариант многократно рассматривался и был признан «экономически и технически нецелесообразным». 15 июля 2006 года Правительство РФ утвердило концепцию Федеральной целевой программы развития атомного энергопромышленного комплекса. Программа разбита на два этапа — до 2010 г. и до 2015 года. В программе упоминаются плавучие АЭС. Так, параллельно начнет развиваться совершенно новая подотрасль энергетики — атомное теплоснабжение.

   В соответствии с Федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 г. был проведен закрытый тендер на создание плавучей АЭС. Победителем тендера было объявлено предприятие «Севмаш» в Северодвинске. Концерн Росэнергоатом, эксплуатирующий АЭС, и военная верфь «Севмаш» подписали договор о строительстве плавучей АЭС. Но на Севмаше «Академик Ломоносов» задержался ненадолго: и в 2008 году он уже  перебрался на Балтийский завод. Вот тогда-то и пропали народные миллиарды.

   Первые 1,6 млрд.рублей, как сообщил наш источник в Службе экономической безопасности (СЭБ) ФСБ РФ, пропали еще при первом директоре Дирекции плавучих атомных электростанций Сергее Крысове. Это было самое начало строительства плавучей АЭС. Потом на место уволенного Крысова (он  вскоре умер) пришел новый директор — Сергей Завьялов. Именно Завьялов сумел доказать главе Росатома С. Кириенко, что Севмаш предприятие неперспективное, а вот Балтийский завод предприятие — сильное. И задачу строительства плавучей АЭС обязательно решит. «Академик Ломоносов» переехал на Балтийский завод.

   К слову, завод уже тогда лежал на боку из-за отсутствия заказов. Расчет корпорации с заводом проводился через Межпромбанк бывшего сенатора Сергея Пугачева( сегодня Пугачев живет во Франции и развивает там шоколадный бизнес). Балтийский завод достроил корпус баржи и спустил его на воду. После чего Межпромбанк объявил технический дефолт.

Стройка встала.Все это очень похоже на изысканную коррупционную схему.


В  Петербурге как раз в эти дни возбуждено уголовное дело по признакам крупного  мошенничества на одном из крупнейших судостроительных предприятий — а именно на «Балтийском заводе». Следствие ищет в действиях экс-руководства завода, входившего в империю бывшего сенатора С. Пугачева, следы преднамеренного банкротства.

Главный недостаток: «мертвый якорь»

Но вернемся к проекту первой плавучей АЭС.Вспоминаю своё интервью со знаменитым адмиралом Эдуардом Балтиным,  подводником-атомником (ныне покойным), бывшим командующим Черноморским флотом ( 1993-1996 гг.). Интервью было записано весной 2008 года.


-Эдуард Дмитриевич, а что вы думаете про проект первой плавучей АЭС?

   -Еще в 1989 году, когда я был первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом, из Москвы на экспертизу прислали техническое обоснование этой идеи, — рассказывал Эдуард Дмитриевич. — Обратились, думаю, потому, что к тому времени вместе с главными конструкторами мне пришлось принимать почти все атомные подводные лодки. Такая станция от атомохода мало чем отличается. Я дал отрицательную оценку проекта. Почему? АЭС планировали строить несамоходной. Это огромная баржа, плашкоут. Но для ее буксировки пришлось бы организовывать целую операцию — не менее 8-10 мощных морских буксиров. Еще вертолеты и спасательные суда.

  - Стоять эта баржа должна на «мертвом» якоре. А что делать в случае ядерной аварии?

   - На атомных подлодках действует принцип: командир обязан пожертвовать экипажем, но не подвергать радиоактивному заражению местность. И если беда случилась на базе, а подводный корабль способен экстренно дать ход, инструкция требует от командира немедленно уходить в море и там бороться за живучесть. На плавучих электростанциях таких возможностей не предусмотрено — они стоят на «мертвом» якоре. Я считаю, что они непременно должны быть самоходными. И поскольку речь идет об использовании плавучих АЭС в заполярных районах, их корпуса должны быть прочными настолько, чтобы противостоять мощным льдам.

   Но в атомном ведомстве к доводам опытного адмирала Балтина отнеслись без особого пиитета. И что-то не слышно ничего нового, про «надежный» корпус «Академика Ломоносова».


  Конечно, у проекта есть плюсы. Размеры площадки для размещения плавучей АЭС невелики по сравнению с наземными атомными станциями.  И береговые сооружения «атомного» поплавка занимают на порядок меньшую площадь, что является преимуществом при размещении станции в удаленных районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Но для обеспечения нормальной циркуляции забортной воды плавучей АЭС  желательно иметь в запасе 5-6 метров глубины под килем ПЭБ. Поэтому при размещении плавучей АЭС на мелководных участках побережья планируется проведение дноуглубительных работ. Но это тоже стоит денег. И немалых.

Газпром на проводе

   До 2015 года Росэнергоатом обещал построить флотилию из 7 атомных станций. Увы… Сегодня нет даже референтного образца.

   -Мы должны сдать плавучую АЭС в сентябре 2016 года. Сейчас идет период адаптации: мы закупаем оборудование, материалы. Ведем контрактацию по остатку того оборудования, которое мы должны законтрактовать. Скоро будем устанавливать реакторы,- сообщил на 6-м Международном военно-морском салоне генеральный директор Балтийского завода Александр Вознесенский.

   Но кто же вам постоянно  мешает? И о каком периоде адаптации идет речь, если «Академик Ломоносов» строится уже столько лет? Скоро у «Академика» вырастет длинная седая борода…

  К  созданию плавучей АЭС огромный проявляет интерес Газпром:  «Академик Ломоносов» крайне нужен для энергообеспечения добычи и транспорта углеводородов в прибрежный районах Арктики и на шельфе морей Северного Ледовитого океана.

  Но готовность станции Росэнергоатом оценивает в 60 % (у ученых-атомщиков другая оценка — напомним — 35%). Не очень впечатляющая (ие) цифра (ы) после стольких лет «горячей» стройки.По мнению директора ФГУП «ЦНИИ им.академика А. И. Крылова» академика РАН Валентина Пашина, сроки строительства боевых кораблей и гражданских судов на отечественных верфях, как правило, неконкурентоспособны, что, в свою очередь, ведет к удорожанию работ. Например, задержка графика строительства на 5 лет увеличивает стоимость работ в полтора раза.

  "Академик Ломоносов" уже изрядно задержался в пути. Так когда же  будет достроен этот «Летучий голландец»? И где деньги, которые уже пропали при его строительстве? На чьих счетах они  «присели»? И где? 

Надежда Попова

 

 

/archive/93660



Комментарии Оставить свой комментарий

  • Ломоносов 11.09.2013

    Нет, и господин Новиков из Департамента коммуникаций Росатома тоже в силах наплести что-то новое о  "прорывной плавучей АЭС"

  • Папа Карло 05.08.2013

    Ответ может дать только господин Кириенко.

Оставить свой комментарий

ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА