О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований УтроNews
Атомные события в России

Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla

Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге

Атомные события в Мире

США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше

Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

Проекты Рогозина на старых верфях

Комментариев: 1

 

                       

http://www.fontanka.ru/2013/06/20/181/

Tweet

  Глава Военно-промышленной комиссии России Дмитрий Рогозин оценил 20 июня судостроительный потенциал морской столицы страны.

 Главной точкой в его маршруте стал Балтийский завод, который с новым директором оправляется от банкротства. Тут вице-премьеру показали готовый к спуску на воду кормовой блок одного из знаменитых «Мистралей». Но Рогозин увидел не только масштабные проекты, но и проблемы отрасли в целом.

Человек в бордовой форменной куртке с нашивкой «Военно-промышленная комиссия», высоко запрокинув голову, рассматривал гигантское металлическое сооружение. Оно было похоже на многоэтажный дом с пустыми глазницами окон. Так выглядит будущая первая в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов». На куртке у персоны была ещё и нашивка: «Рогозин Дмитрий Олегович».

   Вице-премьер правительства России был явно ориентирован на производственные вопросы.
– В каком состоянии корабль находился в последние годы? – со знанием дела спросил он.
Семь лет строится, – ответил директор Балтийского завода Александр Вознесенский. – Последние пару лет просто стоял…


Айсберг завода

   В Петербург Рогозин приехал как глава Военно-промышленной комиссии - «знакомиться с потенциалом судостроения и судоремонта Санкт-Петербурга», как сказал он сам. Вместе с ним были представители Минобороны и Министерства промышленности и торговли.

– Мы хотели бы понять, какие  работы предстоят по технологическому обновлению и перевооружению всего производства, – объяснил Рогозин цель своего визита. – Чтобы выполнить государственный заказ, прежде всего оборонный, но не только. Принципиально важный вопрос – освоение Арктики. По сути дела, перед нами стоят задачи создания нового ледокольного флота России.

   На Балтийском заводе ему продемонстрировали упомянутую плавучую АЭС и два будущих флагмана ледокольного флота России. Сейчас завод выкарабкивается из банкротства. Заказы выполняются, деньги идут, перспективы уже довольно оптимистичные. Это директор Вознесенский отмечал в переговорах с вице-премьером, пока они переходили от одной площадки к другой. Главными проблемами он назвал те, что касаются сегодня не только этого завода. Одна из них связана с проектированием новых кораблей: КБ «Айсберг», работавшее над проектами плавучей станции и ледоколов, оказалось завалено работой. На бюро, пережившее «утечку мозгов» в прошлые годы, свалились сразу три проекта, и все три – так называемые головные, то есть родоначальники будущих серий, и работать надо «с нуля». Вторая проблема – архитектура завода XIX века и связанная с ней логистика.

Черномырдин-2015

   Тем не менее завод строит и дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин», который будет самым мощным неатомным ледоколом в мире, но сможет при этом входить в русла рек. Ожидается, что он будет готов в 2015 году. От графика судостроители отстают, но здесь, судя по всему, не их вина: тому же КБ «Айсберг» пришлось переделывать проект 35-летней давности, чтобы новый корабль был действительно современным.

   Третий корабль, о котором рассказали Рогозину, ещё не имеет названия. Он станет просто самым мощным из всех существующих ледоколов в мире. Это и позволит сделать судоходство в северных широтах круглогодичным. Без таких кораблей, заметил директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша, «невозможно будет развитие Ямальского региона».

"Владивосток" - 2014

   Наконец, комиссия дошла и до «Мистраля»: серой металлоконструкции египетского размера, в которой угадывалась корма корабля. Напомним, что Россия закупила у Франции два универсальных десантных корабля серии «Мистраль». Частично они строятся в нашей стране, на Балтийском заводе. На первом этапе работ Франция передала России технологии «Мистралей», таково было условие контракта.

  То, что продемонстрировали вице-премьеру, – кормовой блок первого корабля серии, уже получившего название «Владивосток». В конце июня он уже должен быть отправлен французам. Накануне визита Рогозина появилась информация, что российские судостроители не укладываются в график. Её опровергли.

– Мы видим, что информация и слухи о неготовности завода сдать вовремя часть десантного крупного корабля серии «Мистраль» не соответствуют действительности, – констатировал в итоге Рогозин. – Кормовой блок будет готов в срок, эти контрактные обязательства находятся под жёстким контролем, в том числе правительства Франции. Поэтому работу можно считать завершённой.

  Уже через неделю, 26 июня, кормовой блок будет спущен на воду и на понтонах отправлен во Францию, где его соединят с остальными частями корабля. В октябре 2014 года «Владивосток» поступит на вооружение ВМФ России.

"Севастополь" - 2015

   Через год, в октябре 2015-го, к нему присоединится «младший брат» – корабль «Севастополь». У обоих «Мистралей», отметил Рогозин, «начинка» будет российская – «и с точки зрения необходимого оборудования, и с точки зрения вооружения».

Зона флота

– Российская Федерация в области судостроения начинает взаимодействовать с одной из ведущих военно-морских стран Североатлантического альянса, – оценил российско-французское сотрудничество Рогозин. – И приобретает необходимые навыки крупноблочной сборки кораблей подобного класса. Мы крайне вынуждены сегодня переходить к новым, современным технологиям, потому что современный флот – это прежде всего флот дальней морской зоны, океанический флот, это крупнотоннажный флот. Для этого у нас далеко не все возможности есть.
Он добавил, что от строительства «каждый раз уникального» корабля надо переходить к универсальным «типовым решениям по отработанным проектам».

Пугачев-2011

– Это резкая экономия средств, – подчеркнул Рогозин. – Потому что, когда мы выделяем средства на проектирование уникального какого-то корабля, и следующий у нас – не серия, а очередной уникальный корабль, то это чрезвычайно дорого и просто неумно. Мы будем искать универсальные, более простые в инженерном плане и финансово оправдывающие себя решения.


-  Одновременно со строительством новых кораблей, добавил вице-премьер, стране предстоит восстанавливать свой судостроительный потенциал, модернизировать отрасль, решая «объёмнейшие производственные задачи».

– В последние 20 лет мы вообще, собственно, и не строили, – напомнил он. – Решать задачи приходится с развязыванием самых тяжёлых, порой даже криминальных узлов, связанных с нечестной приватизацией, захватом собственности, отъёмом технологий.

  В этом месте смотрелось бы упоминание фамилии прошлого собственника Балтийского завода, Пугачева, при котором предприятие рухнуло до того, что Владимир Путин был вынужден разбираться с остатками в ручном режиме, но Рогозин нужное имя не произнес. Директор Вознесенский, которого назначили только в 2011-м, незаметно улыбнулся, мол, да, было время.

  Отметим, что руководитель Балтийского завода является потомком двоих из трех самых известных в России Вознесенских: первого председателя Совета народных комиссаров Николая Вознесенского и Александра – ректора Ленинградского университета. Поэт Вознесенский – не в счет.  

  Кроме предприятий и технологий, продолжал Рогозин, судостроение потеряло и людей, которые просто уходили из отрасли. Поэтому теперь предстоит восстанавливать кадровый потенциал.    Президент, как сообщил Рогозин, дал добро не только на мобилизацию талантливой молодёжи, но даже и на приглашение корабелов из-за границы.

"Мистрали" +

   Не исключено, что в будущем Россия купит у Франции ещё два «Мистраля». Но сначала, рассказал Рогозин, нужно «пощупать руками», каковы в эксплуатации первые два. И нужны ли нам ещё такие же. В целом же, добавил он, мы готовы сотрудничать с зарубежными судостроителями при соблюдении двух условий: либо передача России технологий, как это было с «Мистралями», либо готовность второй стороны вкладывать деньги в строительство верфей в нашей стране.

Балтийская архитектура

    А вопрос со строительством новых верфей назрел остро: «Проще строить на голой площадке», – так Рогозин оценил логистику на Балтийском заводе, который, напомним, построен в позапрошлом веке, охраняется государством как памятник архитектуры, и поэтому на его площадках что-то поменять кардинально нельзя.

– Логистика должна быть совершенно иной: как подвозить металл, как его обрабатывать, где проводить сборку, где правильно установить краны и так далее, – объяснил Рогозин. – На старом оборудовании мы просто не сможем решить современные задачи. Мы с большим уважением относимся и к той уникальной архитектуре, которая была создана в прошлые века. Но как на старой площадке, в том числе – охраняемой законом, создать новые производства? Это такой ребус-кроссворд, который предстоит решать.

  В этом месте директор завода Александр Вознесенский казался счастливым. То, что произнес Рогозин, – его мечта. Она называется «Ново-Адмиралтейские верфи» на острове Котлин. Вознесенский об этом говорил в десятках интервью и убеждал, что в России для принципиально нового судопроизводства осталось лишь одно уникальное место. И оно в Кронштадте.



Проект Ново-Адмиралтейских верфей на острове Котлин.
Для просмотра в полный размер кликните мышкой


Вопрос Кронштадта

   Решение у ребуса существует: строительство новых верфей в Кронштадте. Одно время даже активно обсуждался вопрос, будто питерское судостроение начнёт переезжать туда сразу после постройки «Мистралей». Но корабли, как мы поняли, будут готовы через два года с небольшим, а новые верфи не то что не построены – о них даже разговор затих.

   Дмитрий Рогозин отметил, что решение этого вопроса будет зависеть от той стратегии, которую выберет Объединённая судостроительная корпорация. Сейчас её новый глава Владимир Шмаков заканчивает разработку документа. География размещения производств должна стать частью концепции.

  Тем не менее тенденции, по мнению Рогозина, уже определены. Судостроение, связанное с шельфовыми проектами, лучше развивать на Дальнем Востоке. В частности, речь идёт о заводе во Владивостоке, на Большом Камне.

– Там мы будем размещать основные заказы, связанные с потребностями «Газпрома», «Роснефти» и других крупных компаний, которые будут работать на шельфе, – объяснил вице-премьер.


   Зато, считает он, строительство «сложных машин» должно быть сконцентрировано на Северо-Западе. И здесь, по словам Рогозина, наша страна готова сотрудничать с Финляндией.

Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

 

 



Комментарии Оставить свой комментарий

  • Михаил Васильевич Ломоносов 21.06.2013

    И зачем надо было называть этот долгострой моим именем? 7 лет строят. 2 года он   стоит, ржавеет.  А нужен ли вообще этот проект с таким количеством урана на борту?

Оставить свой комментарий

ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА